Совесть

Совесть – философская категория, свойство личности придерживаться моральных устоев, принятых в обществе.

Совесть

То есть, нравственный человек, способен оценить свои поступки, действия с точки зрения принятой морали и испытывать чувство вины, угрызения совести, если их не выполнил или нарушил.

Как возникло понятие «совесть»

Существует две теории возникновения термина «совесть». Это интуитивная (объясняется природой человека и его стремлением к добру) и эволюционная (истоки взяты из социологии и психологии). Следовательно, первую теорию поддержали психологи и социологи.

Они считали, что эгоизм приносит вред другим людям, поэтому не одобряется обществом. А гуманные, альтруистические действия приносили наоборот только пользу, поэтому одобрялись и поощрялись.

Одобрение за хорошие поступки приводит к тому, что человек хочет быть не эгоистом, а альтруистически совершает только хорошие поступки. Эгоисты должны сожалеть о своих поступках. Это говорит о том, что у них есть та самая совесть.

Так, Ф. Ницше одобряет проявления альтруизма у тех, кому это действительно надо. Этот подход приемлем для изначально добрых людей.

Фридрих Ницше
Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше — немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и получило распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества.

Вторая теория основана на том, что человек уже рожден с совестью. Она заложена в его духе и душе. Совесть – это голос Бога. Простыми словами, если у человека она есть, он сильный духом. Так мы видим, как зарождается двойная совесть.

С одной стороны – как духовное свойство, а с другой – ее зависимость от внешних воздействий. Это сочетание двух подходов эволюционного и интуитивного. Добро делается по душе, а не зависит от социальных условий. Это как врожденная функция.

Что пишут о совести в психологии

Психология затрудняется описать виды совести, ее проявления. Но в трудах психологов указано, что этот феномен прослеживается в детском возрасте. Ребенок понимает, что это такое, когда ему говорят, что определенные поступки постыдные. Стыд становится синонимом совести. Не всем детям свойственно переживать стыд.

Совесть

Далее понятие «совесть» исследуют криминологи, общаясь с преступниками. Затем философы связывают термин со свободой и грехом.

В эпоху Античности не было детальных упоминаний об этом понятии. Только греки смогли понять, что действовать по совести не всегда благоприятно, иногда это ошибка. Позже совесть трактовали как религиозную составляющую.

В Средние века совесть изучали более детально. Потихоньку появлялось понятие «мораль», «нравственные суждения».

В эпоху Просвещения снова актуализируются вопросы нравственности, ведущие к религии. Вводится понятие «свобода совести».

Что говорили философы

Ф. Ницше был противником сведения совести к религиозной морали. Он считал, что не должно быть двойной совести: «морали господ» и «морали рабов». Нельзя иметь двойную мораль – утверждал Ницше.

Карл Менгер
Карл Ме́нгер — австрийский экономист, основатель австрийской школы.

Его коллега Менгер настаивал на том, что совесть – это страх перед социальным давлением. Социум умело манипулирует совестью. Но все же остаются угрызения совести. В обществе нельзя жить без совести, иначе оно погибнет. Так считал философ.

Литература

  • Менгер К. Избранные работы. — М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. — 496 с. — (Экономика). — ISBN 5-7330-0175-9.
  • Базилевич В. Д., Гражевська Н. І., Гайдай Т. В. та ін. Австрійська школа граничної корисності // Історія економічних учень: Підручник: У 2 ч. / Під редакцією В. Д. Базилевича. — К.: Знання, 2006. — Т. 1. — С. 447—470. — 582 с. — ISBN 966-346-149-7.
  • Блауг М. Менгер, Карл // 100 великих экономистов до Кейнса = Great Economists before Keynes: An introduction to the lives & works of one hundred great economists of the past. — СПб.: Экономикус, 2008. — С. 210-213. — 352 с. — (Библиотека «Экономической школы», вып. 42). — 1 500 экз. — ISBN 978-5-903816-01-9.
  • Злупко С. Н. Карл Менгер // Історія економічної теорії. — К.: Знання, 2005. — С. 422—427. — 719 с. — ISBN 966-346-000-8.
  • Кубедду Р. Политическая философия австрийской школы: К. Менгер, Л. Мизес, Ф. Хайек / пер. с англ. — М.: ИРИСЭН, Мысль; Челябинск: Социум, 2008. — 406 с. — ISBN 978-5-91066-025-4, ISBN 978-5-91603-009-9.
  • Менгер Карл / Незнанов В. И. // Мёзия — Моршанск. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 16).
  • Селигмен Б. Менгер, фон Визер и возникновение австрийской школы // Основные течения современной экономической мысли. — М.: Прогресс, 1968. — 600 с.
  • Туган-Барановский М. И. Менгер, Карл // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Хайек Ф. А. Глава 2. Карл Менгер (1840-1921) // Судьбы либерализма в XX веке. — М.: ИРИСЭН, 2009. — С. 79—118. — 337 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-91066-028-5.
  • Шумпетер Й. Глава 3. Карл Менгер (1840—1920) // Десять великих экономистов от Маркса до Кейнса = Ten Great Economists: From Marx to Keynes. — М.: Институт Гайдара, 2011. — С. 125-137. — 400 с. — 1 000 экз. — ISBN 978-5-91129-075-7.
  • Ядгаров Я. С. 13.1. Экономическое учение К. Менгера // История экономических учений. Учебник для вузов. — 3-е. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 320 с. — ISBN 5-86225-779-9.
  • Salerno J. T. Biography of Carl Menger: The Founder of the Austrian School (1840—1921) // The Ludwig von Mises Institute web-site. (англ.) — 19.05.2010.
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *